Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Новым годом!
Голосование
Как Вам наш сайт?
Всего 102 человека

Интернет-зависимость, как её избежать

Дата: 11 декабря 2021 в 20:16
Автор: Мысько И. П.

Любая зависимость — это отклонение. Отклонение в поведении, которое приводит к нарушению чувства реальности при использовании компьютеров, называют интернет-зависимостью. Она психологическая, однако также, как и химическая, влияет на те же рецепторы в центрах удовольствия.

Интернет-зависимость (или интернет-аддикция) — навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в сети. Интернет-зависимость не является психическим расстройством по медицинским критериям.

Интернет зависимость – это постоянное желание войти в интернет и проводить там как можно больше времени. Существует несколько видов интернет зависимостей:

1. Серфинг – бесцельное листание страниц, переходы по разным ссылкам и чтение не нужной информации.
2. Игровая зависимость – постоянное зависание в сетевых играх.
3. Финансовая зависимость – присутствует постоянное желание что-то купить в интернет-магазине.
4. Азартность – частое участие в аукционах, лотереях, розыгрышах, азартных интернет играх.
5. Зависимость от общения – отличается большим количеством переписок, участие в чатах, форумах, слишком большое количество друзей и подписчиков в социальных сетях, с которыми ребенок даже не знаком.
6. Киберсексуальная зависимость – частое посещение сайтов с порнографическим контентом, просмотр роликов и фотографий сексуального характера, интимные переписки.
7. Зависимость от видео – просмотр большого количества фильмов через интернет, сериалов, видеороликов различной тематики. Часто зритель даже не может рассказать о чем было просмотренное видео.

В последнее время эта зависимость все чаще наблюдается у детей и подростков. Основным симптомом является желание в любую свободную минуту зайти в интернет. Взгляд очень долго прикован к смартфону или много времени проводится за компьютером без определенной цели. Часто пропадает реакция на раздражающие факторы вокруг, а при попытке отвлечь от данного занятия проявляется агрессия или истерика.

Впоследствии теряется интерес к реальному миру, пропадает желание общаться с реальными людьми, нет увлечений и интересов. Навязчивые мысли открыть очередной сайт не дают уснуть ночью, а днем отвлекают от обыденных дел. Сильно нарушается режим дня, питания и сна, и, как следствие, падает умственная активность.

Этапы зависимости от интернета у детей и подростков

1. Первый этап

Первая стадия зависимости детей и подростков от интернета начинается с банальных вещей. У ребёнка появляется доступ к компьютеру. Либо ему приобретают телефон или другой гаджет с доступом в интернет. На этой стадии сложно заметить какие-то признаки. Ведь он просто с увлечением познаёт новый для себя мир. Подросток ищет новую информацию, создаёт профили в социальных сетях.

Тревожным знаком может стать то, что он стремится создать свой образ в интернете, который может сильно отличаться от реального. Такому ребёнку может не хватать признания своих «настоящих» друзей. Поэтому, в профилях детей появляются видео или фото с неадекватно «взрослыми» словами или поступками.

Если в семье сложились доверительные отношения, то этот этап можно проследить и предотвратить развитие зависимости. Достаточно иногда обсуждать то, что публикуется на просторах сети. Хорошо, если родители смогут ограничить время, проведённое в интернете.

2. Второй этап

Второй этап интернет-зависимости гораздо сложнее. Здесь привычка становится очевидной. Ребёнок начинает оценивать себя и свою жизнь только с точки зрения виртуальных друзей. У него начинает преобладать туннельное мышление, и всё вокруг рассматривается через призму интернета. Единственное, чего боится ребёнок на данном этапе, это лишение компьютера. Времени тратится всё больше на игры или общение с виртуальными приятелями.

На замечания ребёнок реагирует очень недовольно. Он всеми силами отрицает сам факт зависимости. На все аргументы родителей юноша или девушка находит тысячи других отговорок.

3. Третий этап

Самый тяжёлый этап интернет-зависимости можно в полной мере сравнить с наркоманией. Ребёнок уже полностью живёт не своей жизнью. Всё, чем он занимается, завязано на играх или общении в интернете. Если раньше с ним можно было поговорить, то теперь он просто отмахивается и дальше пропадает в экране гаджета.

При попытках отлучить от компьютера он становится неадекватным и агрессивным. У такого ребёнка полностью отсутствует сострадание и чувство жалости. Поэтому слёзы матери или угрозы отца абсолютно его не трогают. Такие манипуляции вызывают только раздражение.

Профилактика интернет-зависимости у подростков

Во-первых, проанализируйте свое поведение. Дети зачастую копируют поведение взрослых. Если вы сами много времени уделяете компьютеру, ведению странички в соцсетях или он-лайн играм, то что вы хотите от своего ребенка?

Во-вторых, компьютер не должен становиться предметом поощрения. Наказывая подростка и лишая его доступа к гаджетам, вы усугубляете проблему. Интернет – это всего лишь способ получения информации, а не приз.

И наконец, необходимо научить подростка занимать себя, помочь ему открыть новые горизонты и увлечения.

Борьба включает следующие шаги:

  1. Оценка привычек – необходимо понять, по каким причинам ребёнок так часто и долго «сидит» в интернете
  2. Работа с триггером – привычкой, которая стала причиной полного погружения в виртуальный мир. Например, бездумный сёрфинг интернет-страниц можно заменить походом в библиотеку и поиском необходимой информации в книгах. Игры в интернете — заменить реальными играми (ещё лучше на свежем воздухе). Общение в социальных сетях — прогулками с друзьями, спортивными секциями, кружками.
  3. Планирование дня таким образом, чтобы не оставалось времени на выход в онлайн. Родители как никто другие знают все увлечения ребенка, они должны распределить его время так, чтобы и ему было интересно, и вы (родители) участвовали в данном процессе.
  4. Ограничение времени пребывания в интернете – не более 15-20 минут дважды в сутки, при этом один сеанс должен прерываться на отдых или занятие другими делами. Но здесь нужно добиться компромисса.
  5. Занятия спортом и правильное питание — они позволят естественным образом повысить настроение вашего чада.
  6. Контроль времени работы ребенка в интернете и сайтов, которые он посещает – выход в сеть должен иметь цель. Например, поиск информации для подготовки к урокам.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.